Спрос на коммерческий автотранспорт в наибольшей степени связан с уровнем экономической активности, поэтому кризис ударил по нему сильнее, чем по рынку легковых автомобилей. В целом за 2014 год продажи тяжелой техники снизились на 24–25%, что объясняется снижением платежеспособного спроса за счет изменения курса валют и замораживания инвестиционных проектов как со сторон юридических, так и физических лиц.
Одним из наиболее реальных способов приобрести технику в кризис может стать приобретение техники с пробегом (б/у) реализуемым по договорам комиссии, который запущен ГК «РосИнтерТехника» с декабря 2014 года.
Основными покупателями на рынке техники с пробегом являются представители малого бизнеса и физические лица, работающие в области грузоперевозок и строительства.
При покупке подержанной коммерческой техники покупателю, в первую очередь, следует оценить возможный срок ее эксплуатации, в течение которого будут окупаться вложенные собственные или заемные средства. Срок службы техники при этом будет зависеть от надежности марки автомобиля, условий ее эксплуатации, природных условий региона, а также от качественного сервиса и ремонта.
Лидерами продаж на российском рынке грузовых автомобилей с пробегом, согласно автостатистике, остаются отечественные марки, с долей в общей структуре продаж 54,1%.
Грузовики Беларуси и Швеции занимают вторую и третью позиции рынка. Количество продаж шведских подержанных грузовых автомобилей сократилось на 1,4%. Белорусская подержанная грузовая техника также показала снижение продаж на 5,4%.
Грузовики, произведенные в Китае, в свою очередь, стабильно наращивают объемы продаж: количество реализованных грузовиков увеличилось на 13,2%. В частности самосвалы Shaanxi/SHACMAN с пробегом пользуются сегодня большим спросом в России из-за низкого уровня цен на них. Одновременно выросло количество ввозимых самосвалов китайской марки SHACMAN. Кроме того SHACMAN обошел по объему продаж некогда лидера Howo.
Структура рынка подержанных грузовых автомобилей полной массой свыше 6 т в РФ, по стране происхождения бренда, %
Основные типы грузовых транспортных средств с пробегом, реализуемые в России:
Седельные тягачи, работающие с полуприцепами и прицепами, присоединяемыми к автомобилям при помощи специального сцепного механизма. Реализацией данного вида техники б/у в России занимаются многие компании, которые, помимо продажи, берут на себя обязанности по транспортировке и предпродажной подготовке тягачей. Наиболее популярные марки транспортных средств из этой категории — европейские Mercedes, DAF, Volvo, MAN, китайские HOWO, DongFeng, российские КамАЗ и МАЗ.
- Полуприцепы и прицепы: тентованные, шторные, бортовые полуприцепы, рефрижераторы, изотермы, самосвальные полуприцепы, жесткостенные фургоны, полуприцепы-контейнеровозы, зерновозы, цистерны и т. д. Предназначены для построения автопоездов, сокращения числа рейсов и транспортировки негабаритных грузов. Популярны прицепы с большой грузоподъемностью, достигающей от 20 до 25 тонн. Это максимальное значение для транспортных средств, которым разрешено следование по дорогам общего пользования. Самые популярные производители, подержанные прицепы которых поставляются в Россию — немецкие: Schmitz, Krone и Kogel. Также реализуют продукцию Chereau, Wielton, ЦТТМ, МАНАК-АВТО, АПС, ТСП.
Покупку прицепного оборудования целесообразно производить после того, как выбран и куплен тягач. В этом случае можно значительно сэкономить общие затраты на перегон, выбрав минимальное расстояние от места покупки тягача, до места, где будет покупаться прицеп.
- Бортовые грузовики, самые популярные из которых — развозные грузовики с пониженной погрузочной высотой, малой грузоподъемностью до 1,6 тонн и цельнометаллическим кузовом-фургоном. В этом сегменте наиболее популярны российские б/у грузовики КамАЗ, КрАЗ, Урал, МАЗ, а также китайские: DongFeng, FAW, HOWO, JAC, Shaanxi/SHACMAN. Из европейских чаще всего встречаются бортовые автомобили Mercedes.
Самосвалы — они являются разновидностью бортовых грузовых автомобилей, оснащены усиленным металлическим кузовом и предназначены для транспортировки навалочных грузов, которые рациональнее всего разгружать методом опрокидывания. На российском рынке продаются подержанные самосвалы таких производителей: отечественные КамАЗ, КрАЗ, МАЗ, Урал; китайские, DongFeng, HOWO, Shaanxi/SHACMAN, FAW; европейские MAN, Mercedes, Scania и т. д.
Основным фактором формирования цены грузового автомобиля с пробегом выступает пробег. При этом год выпуска не столь важен, так как автомобиль за год может пройти и 100000 км, и 150000 и 200000 км. Гораздо важнее другое — в каких условиях он эксплуатировался.
Вот только некоторые группы автомобилей, предлагаемые для продажи на европейском вторичном рынке.
Грузовики со средним пробегом в год около 200000 км, такие грузовые автомобили принадлежат компаниям, занимающимся международными перевозками. На продажу они выставляются после истечения срока лизинга, и к этому моменту имеют пробег порядка 600 тыс. км. На практике такой величина пробега у этих автомобилей может встречаться уже после двухгодичной эксплуатации. Обычно они имеют отличный внешний вид и комфортную комплектацию кабины. Установлено многочисленное нестандартное оборудование: спойлера, дополнительные фары, большие топливные баки, хромированные детали и т. д.
Автомобили с пробегом до 150000 км в год, чаще всего это грузовики, которые используются для удовлетворения внутренних потребностей компаний: доставка комплектующих, перевозка своей продукции и т. д. Эта группа имеет минимальную стандартную комплектацию. Никакого дополнительного оборудования не устанавливается.
Грузовики с пробегом до 100000 км в год, эти автомобили обслуживают строительные компании. Комплектация кабины стандартная, но на автомобилях обычно установлено дополнительное оборудование для работы с прицепами, а колеса «обуты» в резину, позволяющую двигаться по бездорожью. В силу специфических условий эксплуатации техническое состояние этих грузовиков всегда хуже, чем у тех, которые используются для грузоперевозок на большие расстояния.
На сегодняшний день считается, что срок службы грузового автомобиля, при технически грамотной эксплуатации с соблюдением всех требований предписанных в сервисной книжке, составляет 7–10 лет, а экономически целесообразным считается период от 3 до 5 лет.
Специалисты обратили внимание, что частные лица более тщательно следят за состоянием своих автомобилей: в практике встречаются 5-10-летние грузовики в идеальном состоянии. Если же автомобиль находится в автопарке большой компании, то зачастую через 3–5 лет он уже нуждается в замене.
Наибольшим спросом в России пользуются подержанные грузовые автомобили трех — пятилетней давности, имеющие пробег от 250 до 500 тыс. км. Большинство из них частично восстановлены (заменены изношенные детали, краска, металлизация и др.).
Проанализировав рынок, можно сделать вывод, что разброс цен варьируется в пределах от 750 000 рублей до 4 900 000 рублей. Стоимость зависит от типа транспортного средства, его состояния и возраста (пробега):
- Седельные тягачи б/у из Европы от 2003 до 2010 года выпуска стоят от 1 100 000 рублей до 3 300 000 рублей. Аналогичные китайские модели — до 1 000 000 рублей.
- Грузовики малой грузоподъемности (1 — 1,5 тонны) от 2003 до 2008 года выпуска — от 250 000 рублей (китайского производства) до 600 000 (европейские). Грузовой транспорт большой грузоподъемностью стоит от 2 200 000 рублей до 4 900 000 рублей (европейские марки не старше 3-х лет).
- Прицепы и полуприцепы: шторные и тентованные — от 750 000 рублей до 1 500 000 (европейские в отличном состоянии), специализированные (рефрижераторы, изотермы и т. д.) — от 1 100 000 до 1 900 000 рублей.
Основным сдерживающим фактором развития рынка техники с пробегом является то, что наши покупатели не привыкли обращаться в компании, предлагающие услуги по продаже техники с пробегом. Кроме этого в реализации грузовых автомобилей с пробегом наблюдаются другие сложности. Это, прежде всего, низкая культура эксплуатации и, как результат, слабое техническое состояние таких автомобилей, однако, при этом имеют место завышенные ожидания по выкупной стоимости со стороны владельцев.
Если пытаться проанализировать причину наиболее серьезных неисправностей, в частности, китайских самосвалов, то она будет только одна: перегруз. В машину, рассчитанную на 20 т, некоторые грузят 30 и более тонн. Это вызывает повышенный износ узлов и механизмов и их серьезные поломки. Специалисты ГК «РосИнтерТехника» проводят осмотр и экспертизу каждой поступающей на реализацию единицы техники с составлением акта.
Схема покупки грузовика на вторичном рынке ничем не отличается от покупки легкового автомобиля. Автомобиль осматривается, готовится к перегону, проходит техосмотр и предпродажную подготовку, страхуется и перегоняется получателю или покупатель забирает автомобиль самостоятельно.
Планируя приобретение грузового автомобиля с пробегом, проанализируйте структуру рынка, оцените все предложения крупнейших поставщиков и выберите оптимальное.
Грузовые автомобили с пробегом — отличный вариант для успешного развития бизнеса и налаживание логистических связей, но для того, чтобы машины выполняли свои задачи, а не превратились в обузу для вас, на ремонт которой вы тратите слишком много средств, осознанно подходите к их выбору, начиная от марки, и заканчивая поставщиком.
К Вашим услугам охраняемая выставочная площадка на Федеральной трассе М5 «Урал». На мощностях собственного Сервисного центра проведем мелкосрочный и капитальный ремонт и предпродажную подготовку техники. Используя собственные средства продвижения высококвалифицированный персонал приложит максимальные усилия по продаже Вашей техники.